Номер 10, страница 9 - гдз по русскому языку 10 класс учебник Леонович, Саникович

Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020

Авторы: Леонович В. Л., Саникович В. А., Литвинко Ф. М., Волынец Т. Н., Долбик Е. Е., Малецкая М. И., Мурина Л. А., Таяновская И. В.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2020 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-573-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 10 классе

Повторение изученного в 8—9-х классах. Параграф 1. Предложение как единица синтаксиса - номер 10, страница 9.

№10 (с. 9)
Условие. №10 (с. 9)
скриншот условия
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 10, Условие

10. Учитывая значение, указанное в скобках, из двух простых предложений составьте разные по строению сложные предложения и запишите их. Докажите, что составленные вами предложения являются синтаксическими синонимами.

Образец. На земле устраивают гнёзда лесные жаворонки. На светлых опушках вьют гнёзда овсянки (противительные отношения). — На земле устраивают гнёзда лесные жаворонки, а на светлых опушках вьют гнёзда овсянки (ССП). — На земле устраивают гнёзда лесные жаворонки — на светлых опушках вьют гнёзда овсянки (БСП).

1. Ёж — неуклюжее животное. Он отличный охотник (противительно-уступительные отношения).

2. Стает снег. Начнутся весенние работы в саду (временные отношения).

3. Лён идёт на волокно. Очень важно не дать ему перестоять, убрать его вовремя (причинно-следственные отношения).

4. Вдалекесл сверкнула молния. Упали первые тяжёлые капли (перечислительные отношения).

Решение. №10 (с. 9)
Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 10, Решение Русский язык, 10 класс Учебник, авторы: Леонович Валентина Леонидовна, Саникович Валентина Александровна, Литвинко Франя Михайловна, Волынец Татьяна Николаевна, Долбик Елена Евгеньевна, Малецкая М И, Мурина Лариса Александровна, Таяновская И В, издательство Национальный институт образования, Минск, 2020, страница 9, номер 10, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №10 (с. 9)

1. ССП (сложносочинённое предложение): Ёж — неуклюжее животное, но он отличный охотник.
БСП (бессоюзное сложное предложение): Ёж — неуклюжее животное — он отличный охотник.
Доказательство: Эти предложения являются синтаксическими синонимами, так как они передают одинаковые противительно-уступительные отношения (несмотря на неуклюжесть, ёж является хорошим охотником), но используют для этого разные синтаксические средства. В ССП используется противительный союз «но», а в БСП — тире и интонация противопоставления. Общий смысл остаётся неизменным.

2. СПП (сложноподчинённое предложение): Когда стает снег, начнутся весенние работы в саду.
БСП (бессоюзное сложное предложение): Стает снег — начнутся весенние работы в саду.
Доказательство: Оба предложения выражают временные отношения (одно событие следует за другим), что делает их синтаксическими синонимами. В СПП эта связь выражена с помощью придаточного времени с союзом «когда». В БСП та же последовательность событий передаётся с помощью тире и соответствующей интонации.

3. СПП (сложноподчинённое предложение): Так как лён идёт на волокно, очень важно не дать ему перестоять, убрать его вовремя.
БСП (бессоюзное сложное предложение): Лён идёт на волокно — очень важно не дать ему перестоять, убрать его вовремя.
Доказательство: Данные предложения — синтаксические синонимы, поскольку оба передают причинно-следственную связь: необходимость вовремя убрать лён (следствие) вызвана тем, что он идёт на волокно (причина). В СПП эта связь оформлена придаточным причины с союзом «так как», а в БСП — тире, которое указывает на следствие или вывод.

4. ССП (сложносочинённое предложение): Вдалеке сверкнула молния, и упали первые тяжёлые капли.
БСП (бессоюзное сложное предложение): Вдалеке сверкнула молния, упали первые тяжёлые капли.
Доказательство: Эти предложения являются синтаксическими синонимами, так как они имеют одинаковое значение перечисления последовательных событий. В ССП для связи частей используется соединительный союз «и». В БСП та же связь передаётся только с помощью перечислительной интонации и запятой, без использования союза.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 10 класс, для упражнения номер 10 расположенного на странице 9 к учебнику 2020 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №10 (с. 9), авторов: Леонович (Валентина Леонидовна), Саникович (Валентина Александровна), Литвинко (Франя Михайловна), Волынец (Татьяна Николаевна), Долбик (Елена Евгеньевна), Малецкая (М И), Мурина (Лариса Александровна), Таяновская (И В), учебного пособия издательства Национальный институт образования.