Номер 15.1, страница 92 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко
Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.
Тип: Учебник
Издательство: Национальный институт образования
Год издания: 2021 - 2025
Цвет обложки: синий
ISBN: 978-985-594-966-5
Допущено Министерством образования Республики Беларусь
Популярные ГДЗ в 11 классе
Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 15. Простое осложнённое предложение - номер 15.1, страница 92.
№15.1 (с. 92)
Условие. №15.1 (с. 92)
скриншот условия
15.1. 1. Прочитайте текст. Найдите простые осложнённые предложения, использованные автором. Установите, чем они осложнены. Прочитайте текст без осложняющих конструкций. Что изменилось в тексте с точки зрения информативности? Сколько сообщений о фактах окружающей действительности оказалось утеряно?
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже, кажется, обжигает лицо лёгким морозом. За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли. Трава словно поседела от первого утренника.
Но вот на востоке наливается тихим светом заря. Меркнут звёзды. Восходит солнце, заставляя иней таять. Прибрежные пески прогреваются и делаются тёмными от росы (по К. Паустовскому).
2. Выпишите простые осложнённые предложения, графически обозначьте, чем они осложнены.
3. Не снижая информативности конструкции, устно перестройте эти предложения так, чтобы в каждом из них на одной грамматической (предикативной) основе передавалось не более одного сообщения о фактах окружающей действительности. Сравните предложения. Сделайте вывод о стиле- и текстообразующих функциях простых осложнённых предложений.
Решение. №15.1 (с. 92)
Решение 2. №15.1 (с. 92)
В тексте использованы следующие простые осложнённые предложения:
- К рассвету воздух уже, кажется, обжигает лицо лёгким морозом. — Предложение осложнено вводным словом «кажется», которое выражает неуверенность или предположение автора.
- За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли. — Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом «покрытые толстым слоем хрустящего инея», который даёт дополнительную характеристику подлежащему.
- Восходит солнце, заставляя иней таять. — Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «заставляя иней таять», который указывает на сопутствующее действие.
Если прочитать текст без этих конструкций, он будет выглядеть так:
С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. За ночь полотнища палатки чуть-чуть провисли. Трава словно поседела от первого утренника. Но вот на востоке наливается тихим светом заря. Меркнут звёзды. Восходит солнце. Прибрежные пески прогреваются и делаются тёмными от росы.
С точки зрения информативности текст изменился значительно: он стал более сухим, менее образным и детальным. Была утеряна не только авторская интонация, но и конкретные факты.
Оказалось утеряно два сообщения о фактах окружающей действительности:
- Факт, что полотнища палатки были покрыты инеем.
- Факт, что восходящее солнце стало причиной таяния инея.
Кроме того, утрачена информация о субъективном восприятии рассказчика (вводное слово «кажется»), что обедняет художественную картину.
2.Выпишем простые осложнённые предложения и графически обозначим осложняющие элементы:
- К рассвету воздух уже, |вводн. сл.| кажется, обжигает лицо лёгким морозом.
(Предложение осложнено вводным словом). - За ночь полотнища палатки, |~~~~~покрытые толстым слоем хрустящего инея~~~~~|, чуть-чуть провисли.
(Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом). - Восходит солнце, |–.–.–.заставляя иней таять.–.–.–.|.
(Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Устная перестройка предложений:
- Исходное: За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли.
Перестроенное: За ночь полотнища палатки чуть-чуть провисли. Они были покрыты толстым слоем хрустящего инея. - Исходное: Восходит солнце, заставляя иней таять.
Перестроенное: Восходит солнце. Оно заставляет иней таять.
Сравнение и вывод:
Исходные, осложнённые предложения более лаконичны и выразительны. Они позволяют автору в рамках одной фразы не только назвать действие, но и дать ему характеристику, указать на причину или сопутствующее обстоятельство. Это делает текст более плавным, связным и динамичным.
Перестроенные варианты, состоящие из двух простых предложений, звучат более дробно и примитивно. Теряется изящество слога, а смысловая связь между фактами становится менее очевидной и требует от читателя дополнительных усилий для её установления.
Вывод о стиле- и текстообразующих функциях простых осложнённых предложений:
Простые осложнённые предложения выполняют две ключевые функции:
- Стилистическая функция: они являются важным инструментом создания художественной выразительности. Обособленные обороты и вводные конструкции обогащают текст деталями, придают ему образность, эмоциональность и ритмичность, что характерно для литературного стиля.
- Текстообразующая функция: они уплотняют информацию, позволяя в одном предложении передать несколько сообщений. Это способствует созданию логически связного и целостного текста, где все элементы описания взаимосвязаны и составляют единую картину. Они устанавливают причинно-следственные, пояснительные и другие смысловые отношения между компонентами высказывания, обеспечивая его структурную организацию.
Другие задания:
Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus
ПрисоединитьсяМы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 15.1 расположенного на странице 92 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №15.1 (с. 92), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.