Номер 15.1, страница 92 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Синтаксические единицы и их функционально-стилистические возможности. Простое осложнённое предложение. Параграф 15. Простое осложнённое предложение - номер 15.1, страница 92.

№15.1 (с. 92)
Условие. №15.1 (с. 92)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 92, номер 15.1, Условие

15.1. 1. Прочитайте текст. Найдите простые осложнённые предложения, использованные автором. Установите, чем они осложнены. Прочитайте текст без осложняющих конструкций. Что изменилось в тексте с точки зрения информативности? Сколько сообщений о фактах окружающей действительности оказалось утеряно?

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже, кажется, обжигает лицо лёгким морозом. За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли. Трава словно поседела от первого утренника.

Но вот на востоке наливается тихим светом заря. Меркнут звёзды. Восходит солнце, заставляя иней таять. Прибрежные пески прогреваются и делаются тёмными от росы (по К. Паустовскому).

2. Выпишите простые осложнённые предложения, графически обозначьте, чем они осложнены.

3. Не снижая информативности конструкции, устно перестройте эти предложения так, чтобы в каждом из них на одной грамматической (предикативной) основе передавалось не более одного сообщения о фактах окружающей действительности. Сравните предложения. Сделайте вывод о стиле- и текстообразующих функциях простых осложнённых предложений.

Решение. №15.1 (с. 92)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 92, номер 15.1, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 92, номер 15.1, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №15.1 (с. 92)
1.

В тексте использованы следующие простые осложнённые предложения:

  • К рассвету воздух уже, кажется, обжигает лицо лёгким морозом. — Предложение осложнено вводным словом «кажется», которое выражает неуверенность или предположение автора.
  • За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли. — Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом «покрытые толстым слоем хрустящего инея», который даёт дополнительную характеристику подлежащему.
  • Восходит солнце, заставляя иней таять. — Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом «заставляя иней таять», который указывает на сопутствующее действие.

Если прочитать текст без этих конструкций, он будет выглядеть так:

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. За ночь полотнища палатки чуть-чуть провисли. Трава словно поседела от первого утренника. Но вот на востоке наливается тихим светом заря. Меркнут звёзды. Восходит солнце. Прибрежные пески прогреваются и делаются тёмными от росы.

С точки зрения информативности текст изменился значительно: он стал более сухим, менее образным и детальным. Была утеряна не только авторская интонация, но и конкретные факты.

Оказалось утеряно два сообщения о фактах окружающей действительности:

  1. Факт, что полотнища палатки были покрыты инеем.
  2. Факт, что восходящее солнце стало причиной таяния инея.

Кроме того, утрачена информация о субъективном восприятии рассказчика (вводное слово «кажется»), что обедняет художественную картину.

2.

Выпишем простые осложнённые предложения и графически обозначим осложняющие элементы:

  • К рассвету воздух уже, |вводн. сл.| кажется, обжигает лицо лёгким морозом.
    (Предложение осложнено вводным словом).
  • За ночь полотнища палатки, |~~~~~покрытые толстым слоем хрустящего инея~~~~~|, чуть-чуть провисли.
    (Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
  • Восходит солнце, |–.–.–.заставляя иней таять.–.–.–.|.
    (Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
3.

Устная перестройка предложений:

  • Исходное: За ночь полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисли.
    Перестроенное: За ночь полотнища палатки чуть-чуть провисли. Они были покрыты толстым слоем хрустящего инея.
  • Исходное: Восходит солнце, заставляя иней таять.
    Перестроенное: Восходит солнце. Оно заставляет иней таять.

Сравнение и вывод:

Исходные, осложнённые предложения более лаконичны и выразительны. Они позволяют автору в рамках одной фразы не только назвать действие, но и дать ему характеристику, указать на причину или сопутствующее обстоятельство. Это делает текст более плавным, связным и динамичным.

Перестроенные варианты, состоящие из двух простых предложений, звучат более дробно и примитивно. Теряется изящество слога, а смысловая связь между фактами становится менее очевидной и требует от читателя дополнительных усилий для её установления.

Вывод о стиле- и текстообразующих функциях простых осложнённых предложений:

Простые осложнённые предложения выполняют две ключевые функции:

  • Стилистическая функция: они являются важным инструментом создания художественной выразительности. Обособленные обороты и вводные конструкции обогащают текст деталями, придают ему образность, эмоциональность и ритмичность, что характерно для литературного стиля.
  • Текстообразующая функция: они уплотняют информацию, позволяя в одном предложении передать несколько сообщений. Это способствует созданию логически связного и целостного текста, где все элементы описания взаимосвязаны и составляют единую картину. Они устанавливают причинно-следственные, пояснительные и другие смысловые отношения между компонентами высказывания, обеспечивая его структурную организацию.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 15.1 расположенного на странице 92 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №15.1 (с. 92), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.