Проверяем себя, страница 242 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 34. Сочетание знаков препинания: пунктуационная норма и изобразительно-выразительные возможности - страница 242.

Проверяем себя (с. 242)
Условие. Проверяем себя (с. 242)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 242, Условие

Проверяем себя

1. Какие функции выполняют знаки препинания?

2. Какие знаки препинания относятся только к отделяющим?

3. Какие знаки препинания относятся только к выделяющим?

4. Какие знаки препинания могут относиться и к отделяющим, и к выделяющим знакам препинания? Почему?

5. Назовите условия выделения конструкции с как.

6. Назовите условия постановки двоеточия в простом, сложном предложениях, в предложениях с прямой речью.

7. Назовите условия постановки тире в простом предложении.

8. Назовите условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

9. Какие знаки конца предложения могут сочетаться? В каком порядке?

10. В каких случаях могут сочетаться запятая и тире?

Решение. Проверяем себя (с. 242)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 242, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 242, Решение (продолжение 2)
Решение 2. Проверяем себя (с. 242)

1. Какие функции выполняют знаки препинания?

Знаки препинания выполняют три основные функции:

  • Смыслоразличительную: помогают правильно понять смысл написанного, разграничивая слова, словосочетания и предложения. Например, в предложении «казнить нельзя помиловать» от постановки запятой зависит жизнь человека.
  • Синтаксическую (структурную): указывают на грамматическое строение речи. Эта функция делится на две подфункции:
    • Разделение: отделение друг от друга предложений, их частей, однородных членов.
    • Выделение: обособление синтаксических конструкций, которые вносят дополнительную информацию в предложение (вводные слова, причастные обороты, обращения и т.д.).
  • Интонационно-экспрессивную: передают интонацию, эмоции, паузы, что делает письменную речь более выразительной (например, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие).

2. Какие знаки препинания относятся только к отделяющим?

К знакам препинания, которые выполняют только отделяющую (разделительную) функцию, относятся знаки конца предложения и знак «точка с запятой». Это одиночные знаки, которые ставятся на границе синтаксических единиц.

  • Точка (.)
  • Вопросительный знак (?)
  • Восклицательный знак (!)
  • Точка с запятой (;)

3. Какие знаки препинания относятся только к выделяющим?

К знакам, выполняющим исключительно выделительную функцию, относятся те, которые всегда используются в паре для обособления какой-либо части предложения. К ним относятся:

  • Скобки ( )
  • Кавычки « »

4. Какие знаки препинания могут относиться и к отделяющим, и к выделяющим знакам препинания? Почему?

И отделяющими, и выделяющими знаками могут быть запятая и тире.

Это зависит от их синтаксической роли в предложении:

  • Запятая используется как отделяющий знак между однородными членами (красные, синие, зеленые шары) или частями сложного предложения (Солнце село, и наступила ночь). Как выделяющий знак запятая используется парно для обособления причастных и деепричастных оборотов, вводных слов, обращений (Дорога, ведущая к лесу, была извилистой).
  • Тире используется как отделяющий знак между подлежащим и сказуемым (Москва — столица России) или в бессоюзном сложном предложении (Лес рубят — щепки летят). Как выделяющий знак тире используется парно для обособления приложений или вставных конструкций (Внезапно — вся степь всколыхнулась и, охваченная светом, расширилась).

Причина такой многофункциональности в том, что эти знаки способны выполнять разные задачи в зависимости от строения предложения: либо разделять равноправные элементы, либо обособлять элемент внутри другой конструкции.

5. Назовите условия выделения конструкции с как.

Конструкции с союзом «как» выделяются запятыми в следующих случаях:

  • Если это сравнительный оборот. Например: Ее голос звенел, как колокольчик.
  • Если «как» вводит приложение с причинным значением (можно заменить на «будучи»). Например: Ему, как отличному специалисту, поручили этот проект.
  • Если это вводное слово или сочетание. Например: Как правило, по вечерам он читал.
  • В оборотах «не кто иной, как» и «не что иное, как». Например: Это был не кто иной, как мой старый друг.

Запятая не ставится, если:

  • Оборот с «как» имеет значение «в качестве» и является частью сказуемого. Например: Он известен как хороший врач.
  • Оборот является фразеологизмом. Например: Дождь лил как из ведра.
  • Союз «как» стоит между подлежащим и сказуемым. Например: Озеро как зеркало.

6. Назовите условия постановки двоеточия в простом, сложном предложениях, в предложениях с прямой речью.

  • В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед перечислением однородных членов. Например: На столе лежали фрукты: яблоки, груши и апельсины.
  • В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится, если:
    • вторая часть раскрывает содержание, поясняет или указывает причину того, о чем говорится в первой (можно вставить союзы «а именно», «потому что», «что»). Например: Я понял: он меня обманывает. Погода была ужасная: целый день шёл дождь.
  • В предложениях с прямой речью двоеточие ставится после слов автора, которые стоят перед прямой речью. Например: Он спросил: «Который час?»

7. Назовите условия постановки тире в простом предложении.

В простом предложении тире ставится в следующих случаях:

  • Между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительными в именительном падеже, инфинитивами, числительными или их сочетаниями. Например: Курить — здоровью вредить. Пятью пять — двадцать пять.
  • После ряда однородных членов перед обобщающим словом. Например: Столы, стулья, шкафы — вся мебель была старой.
  • В неполном предложении на месте пропущенного члена предложения (чаще всего сказуемого). Например: Одни любят арбуз, а другие — дыню.
  • Для выделения приложений, особенно в конце предложения, или для интонационно-смыслового выделения. Например: Я не люблю это дерево — осину.

8. Назовите условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

В бессоюзном сложном предложении тире ставится, если:

  • Содержание второй части противопоставляется содержанию первой (можно вставить «а», «но»). Например: Чин следовал ему — он службу вдруг оставил.
  • Первая часть указывает на время или условие совершения действия во второй части (можно вставить «когда», «если»). Например: Назвался груздем — полезай в кузов.
  • Вторая часть содержит следствие, результат или вывод из того, о чем говорится в первой (можно вставить «поэтому», «так что»). Например: Солнце взошло — пора вставать.
  • Происходит быстрая смена событий или вторая часть содержит неожиданное присоединение. Например: Он нажал на тормоз — машина не остановилась.
  • Вторая часть содержит сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно вставить «словно», «будто»). Например: Молвит слово — соловей поёт.

9. Какие знаки конца предложения могут сочетаться? В каком порядке?

Для передачи сложных интонаций и эмоций могут сочетаться следующие знаки конца предложения:

  • Вопросительный и восклицательный знаки (?!): ставятся в конце предложения, которое является одновременно и вопросительным, и восклицательным. Сначала ставится вопросительный знак, а затем восклицательный. Например: Неужели это правда?!
  • Вопросительный знак и многоточие (?..): ставятся, когда вопрос выражает задумчивость, неуверенность, недоумение. Например: Что же мне теперь делать?..
  • Восклицательный знак и многоточие (!..): ставятся для передачи сильного чувства, которое прерывается или медленно угасает. Например: Как же я устал!..

Во всех сочетаниях с многоточием после вопросительного или восклицательного знака ставятся только две точки, так как точка в составе первого знака считается первой точкой многоточия.

10. В каких случаях могут сочетаться запятая и тире?

Запятая и тире как единый знак ставятся в нескольких случаях:

  • В предложениях с прямой речью: они разделяют прямую речь и следующие за ней слова автора. Например: «Я вернусь завтра», — пообещал он.
  • В сложных конструкциях с однородными членами и обобщающим словом, если перечисление находится в середине предложения и после него требуется запятая по другим правилам. Тире ставится перед обобщающим словом, а запятая после него. Однако чаще запятая и тире ставятся, когда после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово. Например: Фрукты, овощи, зелень — словом, всё было свежее.
  • На стыке частей сложного предложения, когда по условиям контекста необходимо поставить и запятую (например, для закрытия придаточного предложения или оборота), и тире (например, как основной знак в бессоюзном предложении). Например: Теперь, когда экзамены позади, — можно и отдохнуть.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения Проверяем себя расположенного на странице 242 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению Проверяем себя (с. 242), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.