Номер 26.5, страница 182 - гдз по русскому языку 11 класс учебник Долбик, Литвинко

Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021

Авторы: Долбик Е. Е., Литвинко Ф. М., Мурина Л. А., Шиманович Т. В., Таяновская И. В., Орловская О. Я.

Тип: Учебник

Издательство: Национальный институт образования

Год издания: 2021 - 2025

Цвет обложки: синий

ISBN: 978-985-594-966-5

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

Популярные ГДЗ в 11 классе

Пунктуация. Параграф 26. Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления - номер 26.5, страница 182.

№26.5 (с. 182)
Условие. №26.5 (с. 182)
скриншот условия
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 182, номер 26.5, Условие

Pp 26.5. 1. Рассмотрите кластер, расскажите об отделяющих знаках препинания.

Отделяющие знаки препинания

Отделяющие знаки препинания

  • цель высказывания: ? / . / ...
  • интонация: ! / . / ...
  • сочетание знаков: ? ! / ! . / ? .

Знаки конца предложения

Отделяющие знаки препинания

. ! ? ... ; : —

Знаки препинания при однородных членах

  • между однородными членами и обобщающим словом:
    • О, О, О — О
    • О: О, О, О
    • О: О, О, О — ...
  • между однородными членами:
    • О, О, О
    • О; О, О

Знаки препинания между равноправными частями СП

  • в ССП:
    • [...], и [...] ./ [...]; и [...] .
    • [...] — и [...] .
  • в БСП:
    • [...], [...] ./ [...]; [...] .
    • [...] — [...] ./ [...] : [...] .
  • между однородными частями в СПП: (...) , (...)

Знаки препинания, отделяющие прямую речь от слов автора

  • A:
    • — П, — а, — п.
    • — П? — а и а: — П.

Знаки препинания между составами главных членов предложения

  • грамматические: — —
  • интонационные: — / ...
  • интонационно-грамматические: — — — ./ — / — — —
  • формальные: ...

2. Перегруппируйте кластер так, чтобы определяющим фактором (синие рамки) стал формальный принцип (группировка по знакам препинания).

Решение. №26.5 (с. 182)
Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 182, номер 26.5, Решение Русский язык, 11 класс Учебник, авторы: Долбик Елена Евгеньевна, Литвинко Франя Михайловна, Мурина Лариса Александровна, Шиманович Т В, Таяновская И В, Орловская О Я, издательство Национальный институт образования, Минск, 2021, страница 182, номер 26.5, Решение (продолжение 2)
Решение 2. №26.5 (с. 182)

1. Рассмотрите кластер, расскажите об отделяющих знаках препинания.

Представленный кластер (интеллект-карта) систематизирует информацию об отделяющих знаках препинания в русском языке. Это знаки, которые служат для смыслового и грамматического членения речи, разделяя различные синтаксические единицы. К ним относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, точка с запятой, двоеточие и тире.

Кластер построен по функциональному принципу, то есть знаки препинания сгруппированы в зависимости от того, какие синтаксические конструкции они разделяют. Рассмотрим каждую группу подробно.

  • Знаки конца предложения

    Эта группа знаков ставится в конце предложения и зависит от цели высказывания и интонации. К ним относятся: точка (.) для повествовательных предложений, вопросительный знак (?) для вопросительных, восклицательный знак (!) для восклицательных и побудительных, а также многоточие (...), указывающее на недосказанность или паузу. Возможны и сочетания знаков: ?!, !...

  • Знаки препинания при однородных членах

    Эти знаки разделяют однородные члены предложения. В кластере выделено два случая:

    1. Между однородными членами и обобщающим словом: двоеточие ставится после обобщающего слова перед перечислением (схема ☺: О, О, О), а тире — после перечисления перед обобщающим словом (схема О, О, О — ☺). Если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов ставится тире (схема ☺: О, О, О — ...).

    2. Между однородными членами: используется запятая (О, О, О) при бессоюзной связи или при повторяющихся союзах. Точка с запятой (О; О; О) ставится, если однородные члены значительно распространены или уже имеют внутри себя запятые.

  • Знаки препинания между равноправными частями СП (сложного предложения)

    Здесь рассматривается пунктуация в сложносочинённых (ССП) и бессоюзных (БСП) предложениях, а также между однородными придаточными в сложноподчинённых (СПП).

    • В ССП: между частями ставится запятая ([...], и [...]), точка с запятой ([...]; и [...]), если части сильно распространены, или тире ([...] — и [...]) при резком противопоставлении или следствии.

    • В БСП: между частями могут стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире в зависимости от смысловых отношений между ними (перечисление, причина, пояснение, следствие и т. д.). Схемы: [...], [...]; [...]; [...]; [...] — [...]; [...] : [...].

    • Между однородными частями в СПП: между однородными придаточными, не соединёнными союзом, ставится запятая. Схема: (когда...), (когда...).

  • Знаки препинания между составами главных членов предложения

    Основной знак в этой группе — тире (), которое ставится между подлежащим и сказуемым (чаще всего при отсутствии глагола-связки), если они выражены определёнными частями речи (например, существительными в именительном падеже, инфинитивами, числительными).

  • Знаки препинания, отделяющие прямую речь от слов автора

    Для оформления прямой речи используется комплекс знаков: кавычки, двоеточие, тире, запятая, а также знаки конца предложения (., ?, !, ...). Примеры схем из кластера: А: — П, — а, — п. (слова автора, затем прямая речь, прерванная словами автора) и — П? — а и а: — П. (прямая речь, затем слова автора, которые в свою очередь вводят продолжение прямой речи).

2. Перегруппируйте кластер так, чтобы определяющим фактором (синие рамки) стал формальный принцип (группировка по знакам препинания).

При перегруппировке кластера по формальному принципу в центре будет каждый отдельный знак препинания, а от него будут отходить ветви, описывающие его функции.

  • Точка (.)

    • В конце повествовательного предложения.

  • Вопросительный знак (?)

    • В конце вопросительного предложения.

    • В конструкциях с прямой речью для обозначения вопроса.

  • Восклицательный знак (!)

    • В конце восклицательного или побудительного предложения.

    • В конструкциях с прямой речью для передачи сильных эмоций.

  • Многоточие (...)

    • В конце предложения для обозначения незаконченности мысли, паузы.

    • В схеме с обобщающим словом, если перечисление не завершено (☺: О, О, О — ...).

  • Запятая (,)

    • Между однородными членами предложения.

    • Между частями сложносочинённого предложения (ССП).

    • Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) со значением перечисления.

    • Между однородными придаточными частями в сложноподчинённом предложении (СПП).

    • При отделении прямой речи от слов автора.

  • Точка с запятой (;)

    • Между распространёнными однородными членами.

    • Между частями сложносочинённого (ССП) и бессоюзного (БСП) предложения, если они значительно распространены или более самостоятельны по смыслу.

  • Двоеточие (:)

    • После обобщающего слова перед рядом однородных членов.

    • Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения.

    • После слов автора перед прямой речью.

  • Тире (—)

    • После ряда однородных членов перед обобщающим словом.

    • Между подлежащим и сказуемым (при отсутствии связки).

    • Между частями сложносочинённого (ССП) и бессоюзного (БСП) предложения (при противопоставлении, следствии, быстрой смене событий).

    • В различных конструкциях с прямой речью для отделения её от слов автора.

Помогло решение? Оставьте отзыв в комментариях ниже.

Присоединяйтесь к Телеграм-группе @gdz_by_belarus

Присоединиться

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по русскому языку за 11 класс, для упражнения номер 26.5 расположенного на странице 182 к учебнику 2021 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по русскому языку к упражнению №26.5 (с. 182), авторов: Долбик (Елена Евгеньевна), Литвинко (Франя Михайловна), Мурина (Лариса Александровна), Шиманович (Т В), Таяновская (И В), Орловская (О Я), учебного пособия издательства Национальный институт образования.